Протокол № 3
заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Восточного сельского поселения и урегулированию конфликта интересов по рассмотрению в администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ее должностных лиц
15.11.2024г.
с. Восточное
Присутствовали:
Глава Восточного сельского поселения - Маковецкий П.И.
специалист 1 категории администрации - Игнатюк Л.В.
Председатель комиссии - Пестенко Н.А
комиссии заместитель главы администрации
Заместитель председателя
комиссии: - Богданова Т.В.
главный специалист администрации
секретарь комиссии - Распопова К.И. – специалист 1 категории администрации
члены комиссии:
- Медведева Ю.В. – специалист 1 категории администрации
- Кобыльцова Е.А. – специалист 1 категории администрации
Повестка дня:
Рассмотрение вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ее должностных лиц.
- Заседание комиссии открыла председатель комиссии Н.А. Пестенко, поступило предложение считать заседание комиссии открытым.
Проголосовали: ЗА 4/четыре/, ПРОТИВ нет, ВОЗДЕРЖАЛИСЬ, нет.
СЛУШАЛИ: Пестенко Н.А.
Подготовлено к рассмотрению:
Понятие "конфликт интересов" закреплено в Законе № 273-ФЗ о противодействии коррупции. Под этим термином понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, занимающего должность, замещение которой:
- предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
- влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных / служебных обязанностей.
Регулярно прокуратура выявляет значительное число лиц, допустивших нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов. По результатам рассмотрения внесенных прокурорами представлений такие лица привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения в связи с утратой доверия.
1. При невозможности представить сведения о своих доходах/расходах лично, работнику рекомендуется направить их по почте, в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным[1] (определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2024 г., дело № 88-7378/2024).
С. обратился в суд к Федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» (далее - ФКУ «ЦОКР») с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным приказа от <данные изъяты> об увольнении, восстановлении на работе в должности <данные изъяты> ФКУ «ЦОКР», взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
Как установлено судами и следует из материалов дела, <данные изъяты> ФКУ «ЦОКР» с С. был заключен трудовой договор <данные изъяты>, в соответствии с которым С. был принят на работу на должность <данные изъяты> ФКУ «ЦОКР».
В силу положений законодательства, должностной инструкции ФКУ «ЦОКР», трудового договора, С. занимая должность <данные изъяты> в ФКУ «ЦОКР» несет персональную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей за нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, непредставление в установленном порядке сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
В адрес ФКУ «ЦОКР» поступило письмо начальника Управления внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства Б. от <данные изъяты>, в котором сообщалось о том, что С. не представлены соответствующие сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2021 год.
В соответствии с приказом ФКУ «ЦОКР» от <данные изъяты> по данному факту назначено проведение служебной проверки, создана комиссия по проведению служебной проверки, а также затребованы объяснения у С.
В своих объяснениях, датированных <данные изъяты> С. указал на отсутствие сертификата электронной цифровой подписи, который был получен им только 3 марта 2022 г., в связи с чем отсутствовал доступ к учетной записи для работы в ППО АСД Ландокс, с помощью которого в ФКУ «ЦОКР» осуществляется электронный документооборот, на отсутствие возможности получить в установленные сроки сведения о доходах в ПАО Сбербанк, наличие вопроса, требующего разъяснения, относительно доходов, полученных им в 2022 году и за 2021 год по решению суда.
В дополнительных объяснениях С. указал, что каких-либо коррупционных правонарушений не совершал, сведения о доходах за 2021 году направлены в «ЦОКР» 17 мая 2022 г., с принципами работы ППО АСД Ландокс не знаком, обучение не проходил, с инструкцией пользователя не знаком, уведомлений о необходимости предоставления сведений о доходах не получал, <данные изъяты> им получен по электронной почте заархивированный файл (справка 2-НДФЛ), который открыть и распечатать ему не удалось.
Приказом ФКУ «ЦОКР» от <данные изъяты> действие трудового договора от <данные изъяты> прекращено, С. уволен <данные изъяты> по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции требования истца удовлетворил. Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указал, что истец сведения подал за пределами установленного срока по причине своей невнимательности и отсутствия контроля со стороны работодателя, согласно графику предоставления сведений работодателем истцу был установлен срок предоставления сведений до 7 февраля 2022 г., в то время как с 17 января 2022 г. по 14 февраля 2022 г. истец находился в отпуске, график предоставления сведений был направлен истцу через третьих лиц в период нахождения в отпуске, что свидетельствует о намерении работодателя создать условия для неисполнения работником возложенных на него обязанностей с целью увольнения работника, после затребования у истца объяснений о причинах непредоставления сведений и до решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности сведения истец подал, о чем поставил в известность работодателя, что не было учтено ответчиком при решении вопроса об увольнении.
Проверив законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего спора допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование этого вывода суд кассационной инстанции сослался на то, что законодательство Российской Федерации не предусматривает освобождение лица от обязанности представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в установленный срок, в период нахождения его в отпуске, в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей, при невозможности представить сведения лично, работнику рекомендуется направить их по почте, в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным; в случае установления факта непредставления работником организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей такой работник подлежит увольнению работодателем, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя, возможность увольнения работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, за утрату доверия обусловлена особым правовым статусом указанных лиц, ввиду того, что причина непредставления истца сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год признана соответствующей комиссией необъективной, у ответчика имелись основания для наложения на истца дисциплинарного взыскания за совершение проступка, дающего основания для утраты к нему доверия со стороны работодателя, в виде увольнения по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции отменил судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Разрешая спор при новом рассмотрении и отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и второй инстанции дополнительно указали, что подлежат отклонению доводы истца об отсутствии осведомленности о сроке представления соответствующих сведений, отсутствии доступа к ППО АСД Ландокс, необходимых данных о доходах для заполнения справки и доходах. Представление указанных сведений является должностной обязанностью <данные изъяты> ФКУ «ЦОКР», в связи с чем, С. обязан был принять все возможные меры к своевременному и надлежащему исполнению своей должностной обязанности. Срок представления сведений о доходах за отчетный период не позднее 30 апреля текущего года установлен действующим законодательством и не менялся, такие нарушения за предыдущий отчетный период истец не допускал.
Кроме того, из материалов дела следует, что подтверждено и самим истцом, в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> С. прошел обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Государственная политика в сфере противодействие коррупции», в том числе по теме «Представление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей». Методические рекомендации по вопросам представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, подготовленные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, являются общедоступными, а для представления справки о доходах ППО АСД Ландокс не требуется.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2024 г. по делу № 88-7378/2024 решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 14 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 ноября 2023 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба С. – без удовлетворения.
2. Обзор правоприменительной практики в части невозможности представить
по объективным и уважительным причинам сведения о доходах, расходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
I. Общие положения
1. Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга правоприменительной практики в части невозможности представить государственными служащими Российской Федерации, муниципальными служащими, а также работниками государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, государственных внебюджетных фондов
и работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее соответственно – служащие (работники), организации), сведения о доходах, расходах, об имуществе
и обязательствах имущественного характера (далее – Сведения) своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей.
2. Каждый случай непредставления по объективным причинам Сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей подлежит рассмотрению
на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) (далее – комиссия)[2].
3. Порядок поступления заявления о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – Заявление) определяется нормативным правовым актом[3].
4. Поступившее в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – подразделение) Заявление является основанием
для заседания комиссии[4]. Таким образом, Заявления рассматриваются на заседании комиссии.
Информация об адресате Заявления на примере федерального уровня представлена в приложении № 1 к настоящему обзору.
II. Алгоритм действий при невозможности по объективным причинам представить Сведения[5]
5. При невозможности по объективным причинам представить Сведения своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащему (работнику) следует обратиться с Заявлением в подразделение[6].
6. Пример Заявления, исходя из анализа правоприменительной практики, приведен в приложении № 2 к настоящему обзору.
7. Заявление направляется до истечения срока, установленного
для представления служащим (работником) Сведений.
8. Подача заявления не влечет необходимость представления имеющихся
в распоряжении служащего (работника) Сведений (частичных сведений) своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
9. Как правило, в целях подтверждения объективности и уважительности причин невозможности представления Сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей служащий (работник) прикладывает к Заявлению копии подтверждающих документов и иные материалы.
10. Заявление может быть представлено как лично, так и направлено почтой (заказным письмом с уведомлением), если иное не предусмотрено применимым нормативным правовым актом.
11. Для служащих (работников) право направить заявление о невозможности представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера законодательством Российской Федерации
не предусмотрено.
12. Для граждан право направить Заявление законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
13. Законодательством Российской Федерации также не предусмотрено направление Заявления служащими (работниками), замещающими должности
в органах публичной власти (организациях), не включенных в перечни должностей, при замещении которых служащие (работники) обязаны представлять Сведения,
и претендующими на замещение должностей в органах публичной власти
и организациях, предусмотренных такими перечнями.
III. Алгоритм действий подразделения при поступлении к ним Заявления
14. Как правило, поступившее Заявление регистрируется подразделением
не позднее следующего рабочего дня после его поступления в журнале регистрации заявлений о невозможности по объективным причинам представить сведения
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей (далее – журнал).
Пример журнала, исходя из анализа правоприменительной практики, приведен в приложении № 3 к настоящему обзору.
Заявление, поступившее в нерабочий (нерабочий праздничный) день
или в нерабочее время, обычно регистрируется на следующий рабочий день.
15. Заявление, как правило, направляется председателю комиссии, который назначает дату заседания комиссии[7].
Перед направлением Заявления председателю комиссии подразделением может даваться объективная оценка разумной достаточности мер, принятых для получения необходимых сведений, а также результатов, которые были получены.
При этом не предусмотрена подготовка мотивированного заключения
по результатам рассмотрения Заявления и, как следствие, направление запросов
для рассмотрения Заявления не требуется, но допускается.
Результаты правоприменительной практики показали, что "скриншоты" переписок из "мессенджеров" и социальных сетей, распечатки телефонных звонков, используемые в качестве материалов, подтверждающих объективность
и уважительность причин непредставления Сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей, требуют дополнительного изучения. В этом случае подразделение вправе связаться, например, с лицом, в отношении которого
не представлены Сведения.
IV. Рассмотрение Заявления на заседании комиссии
16. Председатель комиссии при поступлении к нему Заявления организует его рассмотрение на заседании комиссии[8].
17. Заседание комиссии по вопросу рассмотрения Заявления, как правило, проводится не позднее одного месяца со дня истечения срока, установленного
для представления Сведений (далее – декларационная кампания)[9].
Таким образом, заседание комиссии по вопросу рассмотрения Заявления может быть проведено в период декларационной кампании. В случае признания причины непредставления таких Сведений неуважительной[10] такой подход позволит учесть интересы служащих (работников) и предоставит им возможность, в том числе время, для представления Сведений своих супруг (супругов) и (или) несовершеннолетних детей до окончания декларационной кампании. В этой связи в целях предоставления служащим (работникам) возможности представить Сведения своих супруг (супругов) и (или) несовершеннолетних детей до окончания декларационной кампании заседание комиссии целесообразно проводить в период декларационной кампании.
18. При определении объективности и уважительности причин непредставления служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга)
и несовершеннолетних детей членам комиссии рекомендуется руководствоваться понятиями, данными в пункте 8.4 Методических рекомендаций по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах, одобренных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 13 апреля 2011 г. № 24) (далее – Методические рекомендации)[11].
Также рекомендуется обратить внимание на пункт 8.4.1 Методических рекомендаций, согласно которому возможна ситуация, когда причина является одновременно объективной и неуважительной, в частности, отказ супруги (супруга) представить Сведения в связи с обязательствами, взятыми супругой (супругом) перед третьими лицами. В этом случае комиссия, как правило, рекомендует представить служащему (работнику) Сведения своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
19. Председатель комиссии может принять решение о необходимости приглашения на заседание комиссии при рассмотрении Заявления иных лиц, например, представителя организации, в которой работает супруга (супруг) служащего (работника)[12].
20. По итогам рассмотрения Заявления комиссия может принять одно
из следующих решений[13]:
а) признать, что причина непредставления служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей является объективной
и уважительной;
б) признать, что причина непредставления служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей не является уважительной. В этом случае комиссия рекомендует служащему (работнику) принять меры по представлению указанных Сведений;
в) признать, что причина непредставления служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных Сведений. В случае принятия последнего решения комиссия рекомендует руководителю органа публичной власти (организации) применить к служащему (работнику) конкретную меру ответственности.
Также комиссией может быть принято иное решение (в этом случае основания и мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания комиссии[14]).
Обзор причин невозможности представить Сведения своих супруги (супруга)
и (или) несовершеннолетних детей, которые признавались комиссией объективными и уважительными, приведен в приложении № 4.
Обзор причин невозможности представить Сведения своих супруги (супруга)
и (или) несовершеннолетних детей, которые признавались комиссией неуважительными или необъективными и являющимися способом уклонения
от представления таких Сведений, приведен в приложении № 5.
Приложение № 1
Адресат Заявления
Уполномоченное подразделение Администрации Президента Российской Федерации |
для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности |
Уполномоченное структурное подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации |
для лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, должности |
подразделение кадровой службы федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (если иное не предусмотрено нормативным правовым актом федерального государственного органа, зарегистрированным в установленном порядке) |
для лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, отдельные должности |
подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации (компании), иной организации, созданной на основании федерального закона, публично-правовой компании |
для лиц, замещающих должности, включенные |
подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений Центрального банка Российской Федерации |
для лиц, занимающих должности, включенные |
уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами (Федеральное агентство по делам национальностей) |
для атамана Всероссийского казачьего общества, гражданина, претендующего на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, или атаманов войскового казачьего общества и атаманов войскового казачьего общества, избранных высшим органом управления войскового казачьего общества при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества |
Приложение № 2
Регистрационный номер: |
|
(указывается номер, присвоенный |
В |
||||||||
от |
(соответствующее подразделение органа публичной власти или организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений) |
|||||||
(указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) полностью лица, направляющего заявление) |
||||||||
(замещаемая должность и структурное подразделение органа публичной власти или организации) |
||||||||
(телефон) |
||||||||
ЗАЯВЛЕНИЕ о невозможности по объективным причинам представить сведения |
||||||||
Сообщаю, что не имею возможности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей (своего, своих) супруги / супруга / несовершеннолетних детей (нужное подчеркнуть) |
||||||||
(указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) полностью супруги (супруга) |
||||||||
в связи с тем, что |
||||||||
(указываются все причины и обстоятельства, необходимые для того, чтобы комиссия |
||||||||
Мною предприняты следующие меры по представлению указанных сведений: |
||||||||
К заявлению прилагаются следующие копии документов |
||||||||
(указываются копии документов и дополнительные материалы) |
||||||||
Намереваюсь / не намереваюсь лично присутствовать на заседании комиссии (нужное подчеркнуть). О принятом комиссией решении прошу проинформировать: |
||||||||
(указывается предпочитаемый способ информирования, например, фактический адрес проживания для направления решения) |
||||||||
(дата) |
(подпись лица, направившего заявление) |
(расшифровка подписи) |
||||||
(дата) |
(подпись лица, принявшего заявление) |
(расшифровка подписи) |
||||||
Приложение № 3
ЖУРНАЛ
регистрации заявлений о невозможности по объективным причинам
представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей
№ п/п |
Сведения о лице, подавшем заявление |
Фамилия, имя, отчество и статус лица, в отношении которого невозможно представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера |
Причины невозможности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера |
Фамилия, имя, отчество, подпись должностного лица, принявшего заявление, и дата |
|
Фамилия, имя, отчество полностью (при наличии) |
Замещаемая (занимаемая) должность |
||||
1. |
|||||
2. |
|||||
3. |
|||||
… |
Приложение № 4
Обзор причин невозможности представить Сведения своих супруги (супруга)
и несовершеннолетних детей, которые признавались комиссией
объективными и уважительными
1. Нахождение в ссоре супругов, которые не поддерживают связь
и не планируют развод, признавалось объективной и уважительной причиной непредставления служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей в случае, если служащим (работником) предоставлялись следующие копии документов и материалы:
- выписка из домовой книги, свидетельствующая о раздельном проживании супругов и несовершеннолетних детей;
- копия заказного письма с уведомлением, а в случае возврата такого письма служащему (работнику), как правило, прилагалась копия обеих сторон бланка извещения Ф.22.
2. Нахождение в бракоразводном процессе, а также планирование развода признавалось объективной и уважительной причиной при предоставлении таких копий документов как:
- копия заявления о расторжении брака, поданного в органы ЗАГС, с отметкой о его принятии;
- копия искового заявления о расторжении брака, поданного в суд, с отметкой о его принятии;
- копия определения о принятии искового заявления о расторжении брака;
- копия определения о назначении дела к судебному разбирательству;
- копия повестки в суд.
В этом случае комиссия при принятии соответствующего решения может дополнительно рекомендовать служащему (работнику) представить по истечении месяца документы, подтверждающие завершение бракоразводного процесса, например, копию свидетельства о расторжении брака, копию решения суда.
3. Проживание несовершеннолетнего ребенка с бывшей супругой (бывшим супругом, иным третьим лицом, под опекой которого находится несовершеннолетний ребенок), при этом бывшие супруги проживают раздельно и контакт
не поддерживают. В этом случае объективность и уважительность причин непредставления Сведений своих несовершеннолетних детей подтверждалась следующими копиями документов и материалами:
- копия решения суда, определяющее место жительства несовершеннолетнего ребенка;
- копия свидетельства о расторжении брака;
- выписка из домовой книги, свидетельствующая о раздельном проживании супругов и несовершеннолетних детей;
- решение о назначении опекуном третьего лица над несовершеннолетним ребенком, без лишения родительских прав служащего (работника);
- копия письма, направленного заказным письмом с уведомлением, а также возвращенное письмо служащему (работнику).
4. Объективными и уважительными причинами непредставления служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей также признавались:
- смерть супруги (супруга) и несовершеннолетних детей или объявление судом их умершими в период декларационной кампании при предоставлении копии свидетельства о смерти или копии медицинского свидетельства, а также копии соответствующего решения суда;
- пропажа супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (в этом случае
в комиссию предоставлялись копии заявлений о пропаже человека или о розыске человека, поданные в органы МВД России, с отметкой об их принятии
к рассмотрению);
- признание судом безвестно отсутствующими супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей при предоставлении служащим (работником) копии судебного решения;
- избрание меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения
под стражу супруги (супруга), подтверждаемые копиями решения суда и (или) постановлением о продлении срока содержания под стражей, справкой
из следственного изолятора или исправительных учреждений;
- нахождение супруги (супруга) на длительном стационарном лечении, подтверждаемое копиями медицинских заключений, больничными листами
и медицинскими справками;
- участие супруги (супруга) в длительных командировках, объективно
и уважительно препятствующих представлению Сведений;
- непредставление Сведений своих супруги (супруга) в силу законодательства Российской Федерации о государственной тайне[15], подтверждаемое, например, справкой из военной части об отнесении запрашиваемой информации
к государственной тайне.
В ситуации, при которой прохождение военной службы супругом (супругой)
не предполагает защиту в рамках законодательства Российской Федерации
о государственной тайне, но содержит иную "чувствительную" информацию,
как правило, при заполнении титульного листа справки о доходах, расходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460,
в отношении такого супруга (супруги), замещающего должность военной службы, допускается ограничиться исполнением надписи "Военнослужащий"; отражение
в названной справке сведений о должностях военнослужащих, замещаемых ими
в конкретных войсковых частях, представляется нецелесообразным.
Приложение № 5
Обзор причин невозможности представить Сведения своих супруги (супруга)
и (или) несовершеннолетних детей, которые признавались комиссией неуважительными или необъективными и являющимися способом
уклонения от представления таких Сведений
1. Нахождение в ссоре супругов, которые не поддерживают связь
и не планируют развод, признавалось необъективной и неуважительной причиной непредставления служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга)
и несовершеннолетних детей в случае, если служащим было подано Заявление
без предоставления подтверждающих копий документов и материалов.
2. Нахождение в бракоразводном процессе, а также планирование развода признавалось необъективной и неуважительной причиной при предоставлении копий документов без отметок об их принятии уполномоченным органом (копия заявления о расторжении брака, поданного в органы ЗАГС, копия искового заявления
о расторжении брака).
3. Иные случаи представления Заявления без копий подтверждающих документов и материалов.
4. Нахождение в отпуске.
5. Непредставление служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга) в силу адвокатской тайны[16].
6. Непредставление служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга) в силу коммерческой тайны[17].
7. Непредставление служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга) в силу брачного договора[18].
Источник официальный сайт : https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/24
Обзор подготовлен Министерством труда Российской Федерации
СЛУШАЛИ: Пестенко Н.А.
Предложила голосовать за принятие к сведению информации.
Проголосовали ЗА 4 /четыре/ПРОТИВ нет, ВОЗДЕРЖАЛИСЬ нет.
РЕШИЛИ: Принять к сведению информацию.
Председатель комиссии Н.А. Пестенко
Секретарь комиссии К.И. Распопова
[1]https://8kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=28672221&case_uid=24669b3f-7da4-4709-bd86-2c6c89ae736f&new=2800001&delo_id=2800001
[2] См., например, пункт 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее – Указ Президента Российской Федерации № 559), подпункты "г" и "д" пункта 1 Положения о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 233 "О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции", пункт 11 Положения о представлении атаманами Всероссийского казачьего общества и войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений
о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2017 г. № 472 "О представлении атаманами Всероссийского казачьего общества и войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ
в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
и о внесении изменения в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г.
№ 460".
[3] См., например, абзац третий подпункта "б" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях
по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих
и урегулированию конфликта интересов" (далее соответственно – Положение о комиссиях, Указ Президента Российской Федерации № 821).
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления
и организациям в соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации № 821
и подпунктом "б" пункта 23 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 "О мерах
по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" рекомендовано руководствоваться Положением о комиссиях при разработке аналогичных положений, включающих,
в том числе, издание порядков поступления Заявлений.
В отношении ситуации невозможности представления руководителями государственных (муниципальных) учреждений Сведений своих супруг (супругов) и (или) несовершеннолетних детей отмечаем, что, подобные ситуации по аналогии, например, с положениями Указа Президента Российской Федерации № 559 могут быть разрешены применимыми нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе
в рамках утвержденных порядков представления соответствующих сведений лицами, занимающими такие должности.
[4] См., например, абзац третий подпункта "б" пункта 16 Положения о комиссиях.
[5] Здесь и далее обзор исходит из позиций, закрепленных в Положении о комиссиях.
[6] См., например, абзац третий подпункта "б" пункта 16 Положения о комиссиях.
[7] См., например, пункт 181 Положения о комиссиях.
[8] См., например, 18 Положения о комиссиях.
[9] См., например, 181 Положения о комиссиях.
[10] См., например, подпункт "б" пункта 25 Положения о комиссиях.
[11] Так, например, объективная причина – это причина, которая существует независимо от воли служащего (работника) (например, служащий (работник) длительное время не располагает сведениями
о местонахождении супруги (супруга) и у него отсутствуют возможности для получения такой информации); в свою очередь под уважительной причиной понимается причина, которая обоснованно препятствовала государственному служащему представить необходимые сведения (болезнь, командировка и т.п.).
[12] См., например, абзац четвертый пункта 6.4.6 Методических рекомендаций.
[13] См., например, пункт 25 Положения о комиссиях.
[14] См., например, пункт 26 Положения о комиссиях.
[15] См., например, Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I "О государственной тайне", Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
[16] Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон
№ 63-ФЗ) адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
В силу прямого указания пункта 5 статьи 6 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого
I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г., правила сохранения адвокатской тайны распространяются на денежные расчеты между адвокатом и доверителем.
При этом вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, подлежит обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением (пункт 6 статьи 25 Федерального закона № 63-ФЗ) (Разъяснение Комиссии по этике и стандартам о предоставлении сведений в отношении банковского счета адвоката", утвержденное Решением Совета Федеральной палаты адвокатов 8 июля
2021 г.).
Следовательно, средства, поступающие адвокату от доверителя на расчетный счет или в кассу адвокатского образования, являются доходом адвоката.
Исчисление и уплата сумм налога с доходов адвокатов производятся адвокатским образованием
в порядке, определенном главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, представление сведений о доходах супруги (супруга), осуществляющих свою деятельно
в качестве адвоката, не противоречит законодательству об адвокатской тайне.
[17] Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне", коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальности информации, позволяющий
ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду
При этом режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений о численности,
о составе работников (штатное расписание), о системе оплаты труда (условия трудового договора),
об условиях труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне").
С учетом того, что заработная плата входит в понятие системы оплаты труда, то эти сведения также
не относятся к коммерческой тайне (см., часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
[18] Под брачным договором понимается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения
(см., статья 40 Семейного кодекса Российской Федерации).
При этом брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов
(см., пункт 3 статьи 42 Семейного кодекса российской Федерации).
Вместе с тем под правоспособностью в соответствии с гражданским законодательством понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности.
Представление Сведений своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является обязанностью, предусмотренной законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, которая
не может быть ограничена брачным договором.